@ARTICLE{26543118_288259339_2019, author = {А. Н. Веракса and М. Н. Гаврилова and Д. А. Бухаленкова}, keywords = {, образовательная среда, Classroom Assessment Scoring System, речь, дошкольный возраст, словарный запасфонематический слух}, title = {

Связь процессуального качества образовательной среды и показателей развития речи

}, journal = {Вопросы образования}, year = {2019}, number = {2}, pages = {159-178}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2019--2/288259339.html}, publisher = {}, abstract = {Веракса Александр Николаевич — член-корреспондент РАО, профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Е-mail: veraksa@yandex.ruГаврилова Маргарита Николаевна — аспирант факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Е-mail: gavrilovamrg @gmail.comБухаленкова Дарья Алексеевна — младший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Е-mail: d.bukhalenkova@inbox.ruАдрес: 125009, г. Москва, ул. Моховая, 11, стр. 9.Представлен обзор зарубежных исследований связи процессуального качества образовательной среды с показателями развития речи у детей дошкольного возраста. Под процессуальным качеством понимается качество взаимодействия воспитателя с детьми. Актуальность работы обусловлена результатами многочисленных исследований, которые показали, что развитие речи в дошкольном возрасте выступает важным предиктором успеваемости ребенка на школьной ступени обучения. Анализ и систематизация результатов исследований произведены отдельно для частных шкал методики Classroom Assessment Scoring System (CLASS): методическая поддержка, эмоциональная поддержка и организация работы в группе. Показано, развитие каких компонентов речи (фонетический, лексический, символический) в большей степени зависит от процессуального качества образовательной среды, а каких — в меньшей. Представлены результаты корреляционных и лонгитюдных исследований. Согласованность результатов исследований свидетельствует об эффективности применяемого в них инструмента оценки процессуального качества образовательной среды — методики CLASS и о значимом влиянии процессуального качества образовательной среды на развитие указанных компонентов речи.}, annote = {Веракса Александр Николаевич — член-корреспондент РАО, профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Е-mail: veraksa@yandex.ruГаврилова Маргарита Николаевна — аспирант факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Е-mail: gavrilovamrg @gmail.comБухаленкова Дарья Алексеевна — младший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Е-mail: d.bukhalenkova@inbox.ruАдрес: 125009, г. Москва, ул. Моховая, 11, стр. 9.Представлен обзор зарубежных исследований связи процессуального качества образовательной среды с показателями развития речи у детей дошкольного возраста. Под процессуальным качеством понимается качество взаимодействия воспитателя с детьми. Актуальность работы обусловлена результатами многочисленных исследований, которые показали, что развитие речи в дошкольном возрасте выступает важным предиктором успеваемости ребенка на школьной ступени обучения. Анализ и систематизация результатов исследований произведены отдельно для частных шкал методики Classroom Assessment Scoring System (CLASS): методическая поддержка, эмоциональная поддержка и организация работы в группе. Показано, развитие каких компонентов речи (фонетический, лексический, символический) в большей степени зависит от процессуального качества образовательной среды, а каких — в меньшей. Представлены результаты корреляционных и лонгитюдных исследований. Согласованность результатов исследований свидетельствует об эффективности применяемого в них инструмента оценки процессуального качества образовательной среды — методики CLASS и о значимом влиянии процессуального качества образовательной среды на развитие указанных компонентов речи.} }